Работаем ежедневно: с 09.00 до 20.00 |
Семинары: +7 (499) 755-59-67 Курсы: +7 (499) 399-39-01
24 Июля 2019 (среда)

Как правильно хвалить сотрудников

Источник: Учебный центр "БизнесАрт"
Похвала – это нечто большее, чем обычный комплимент. Правильно сделанная похвала способна изменить ваше рабочее окружение к лучшему. Авторы одного исследования утверждают, что искренняя и конкретная похвала не только заставляет людей работать ещё лучше, но и делает их более открытыми к критике.

Эмоционально-интеллектуальная похвала способна создать «психологически безопасное» рабочее пространство – то есть такое пространство, где люди будут чувствовать себя в безопасности, делая ошибки и идя на риски.

Я был молодым менеджером, когда мой начальник, Марк, вызвал меня в свой офис.

Чёрт. Я так вспотел тогда. Что же я сделал не так? Я попал в неприятности? Я сидел там, полный нервов и напряжения. А затем случилось следующее:

К моему огромному удивлению, у меня не было никаких проблем. Вместо того, чтобы указывать мне на мои недавние ошибки (коих тогда было множество), Марк рассказал мне о том, что как раз-таки получалось у меня хорошо – и это подтолкнуло меня делать свою работу ещё лучше.

Вау. Именно это мне и было нужно. Это усилило мою уверенность в себе и выстроило доверие между Марком и мной. Марк не был не был из ряда тех начальников, которые указывают на каждую оплошность; он был наставником, учителем. Человеком, который концентрировался на позитивном, видел мой потенциал и хотел, чтобы я добился успеха.

Я многому научился от Марка о том, как предоставлять эмоционально-интеллектуальную обратную связь: если говорить конкретнее, такая похвала требует наличия двух факторов для своей эффективности.

Во-первых, она должна быть искренней. Во-вторых, она должна быть конкретной.

Что говорят исследования

Целый ряд исследований подтверждает мысль, которой я обучился от Марка много лет тому назад.

Рассмотрим два следующих примера:
  • Психологи, изучившие исследования за последние 30 лет касаемо эффектов похвалы, определили, что похвала может быть мощным мотивирующим инструментом, если вы искренни и конкретны.
  • Исследователи, изучавшие эффект похвалы на детях, обнаружили взаимосвязь между раздутой (неискренней) похвалой и развитием низкой самооценки.
Далее в течение долгих лет профессор психологии из Стэнфорда Кэрол Дуэк изучала преимущества похвалы детских усилий («Ты хорошо поработал во время чтения») в отличие от похвалы их характера или способности («Ты такой умный»). Конкретная похвала, например похвала детских усилий, доказала своё превосходство для мотивации детей для продолжения усердной работы в будущем.

Другое исследование Дуэк и её коллег обнаружило, что дети, получавшие конкретную похвалу («Ты хорошо поработал, рисуя это») относились к критике более позитивно, чем те, кто получал похвалу более общего характера («Ты такой хороший художник»). В действительности, участники, получавшие конкретную похвалу, лучше справлялись с задачами после этого, по сравнению с другими детьми.

Это исследование иллюстрирует ценность эмоционального интеллекта в реальном мире – и это знание можно применять и на работе.

Если вы регулярно озвучиваете искренние и конкретные похвалы, вы создаёте то, что исследователи называют «психологически безопасным» окружением – таким окружением, где члены команды чувствуют себя безопасно, отвечая на вопросы, идя на риски и делая ошибки.

Такой типа безопасного окружения также упрощает предоставление негативной обратной связи, когда в этом есть необходимость. Когда вы вырабатываете привычку говорить сотрудникам, насколько вы цените хорошие вещи, которые они делают, они уже начинают видеть в вас человека, который стоит с ними на одной стороне, который работает в их же интересах. Поэтому, когда вы делитесь конструктивной обратной связью, они не будут видеть в этом критицизм – скорее они увидят в этом ещё одну попытку помочь им стать лучше.

Например, каждый раз, когда Марк озвучивал негативные комментарии о моей работе, я очень внимательно к нему прислушивался. Он мог быть прямолинейным и точным, зная, что уже завоевал моё доверие. Я знал, что, что бы не сказал Марк – всё это будет ради моего собственного блага, поэтому я старался приложить все свои усилия для воплощения его рекомендаций на практике.

Но что, если вам не достаёт способности (или желания) озвучивать искреннюю и конкретную похвалу – потому что сами вы никогда её не получали?

Если вы как раз оказались в такой ситуации, то попробуйте следующее:

В течение одного месяца выделяйте каждую неделю время на то, чтобы подумать о том, что вы цените в каждом из членов своей команды. Затем уделите минутку для того, чтобы написать для них короткую записку, а затем позвоните им или увидьтесь с ними вживую. Скажите им конкретно, что вы цените в их работе и почему вы это так цените. Не говорите ни о каких других вопросах или проблемах; только демонстрируйте свою любовь.

Помните о том, что у каждого из нас есть свои таланты и области, которые даются нам лучше всего. Работа лидера – не только заметить эти позитивные характеристики, но и воздать каждой из них похвалу.

Потому что, если вы скажете людям, что они делают правильно, они будут делать это ещё чаще. И они будут вам благодарны за то, что вы помогаете им стать лучшей версией самих себя.